Каждая технология покраски автомобиля обладает схожими составными элементами, принципами проведения тех или иных операций. Вне зависимости от того проводится ли матовая покраска, осуществляется ли покрытие слоя «металлик», обрабатывается ли отдельная деталь кузова или нужна полная покраска – технология остается во многом схожей. Единственное различие проявляется на этапе выбора материалов. Также отличаются временные затраты на проведение каждого отдельного этапа работы, подготовку оборудования.

Первый этап. Подготовка кузова

Если поверхность кузова поражена коррозией, необходимо потратить время на полное ее удаление. Чтобы избавиться от ржавчины можно воспользоваться одним из двух проверенных способов: химической очисткой или механической обработкой. Механический метод применим для очистки как небольших очагов поражения коррозией, так и для обработки больших площадей. В первом случае, чтобы справиться с недостатками поверхности, можно воспользоваться наждачной бумагой №Р80-Р240. Для работы на большой площади удобнее использовать болгарку либо дрель с чистящей насадкой.

Если же металл кузова понес существенные повреждения от коррозии, для качественного ее удаления придется использовать пескоструйный аппарат. Поскольку далеко не каждая автомастерская обладает этим агрегатом, в качестве альтернативы допустимо применение химического метода очистки, принцип действия которого заключается в преобразовании ржавчины. Эффективность химических составов от различных производителей может заметно отличаться, поэтому рекомендуем приобретать только качественные, хорошо зарекомендовавшие себя в работе смеси. Далеко не каждая технология покраски автомобиля в домашних условиях описывает использование химического способа очистки, после его проведения необходимо тщательно вымыть кузов.
В случае сквозной коррозии могут потребоваться дополнительные реставрационные работы с применением пайки или сварки.
В конце подготовительного этапа кузов покрывают грунтовкой с антикоррозийными свойствами. Она наносится тонким слоем, и будет способствовать сохранности металла в дальнейшем.

Грунтовка и шпаклевка

После нанесения предварительной «кислой» грунтовки, она покрывается акриловым грунтом, который подготавливает кузов к шпаклевке. Применение дополнительного шара грунта необходимо, поскольку первый, кислый слой химически несовместим со шпаклевкой.
Если деталь кузова не была повреждена ржавчиной и не восстанавливалась, шпаклевочные работы могут проводиться прямо на металлической поверхности, предварительно очищенной от старой краски. Ввиду высокого уровня адгезии шпаклевки, она отлично сцепится с металлической основой.
Перед использованием материал необходимо смешать с затвердителем. Следует помнить, что если смесь будет наноситься позже чем через 5 минут после изготовления, шпаклевка потеряет свои эластические свойства и не сможет быть использована. Работа проводится при помощи шпателя, которым наносится тонкий слой шпаклевки. Необходимо избегать появления на поверхности воздушных пузырьков. Работайте планомерно, не нужно спешить и пытаться завершить работу в один проход. Нанесение нескольких тонких слоев предпочтительнее, таким образом, после высыхания шпаклевка не будет подвергаться эффекту усадки.
Нанесенный шар окончательно затвердеет спустя несколько часов, поэтому чтобы не испытывать сложности при обработке наждачной бумагой, нужно начинать применять ее через полчаса после окончательного нанесения.
Домашняя технология покраски авто предполагает применение одного из двух методов шлифовки: мокрого или сухого. Сухой метод предпочтительнее при обработке полиэфирных материалов. Если будет использован сухой метод, нужно позаботиться, чтобы под рукой была спецодежда и респиратор, который защитит от пыли. Преимущества данного метода заключаются в отсутствии необходимости осушки кузова, он проводится намного быстрее и в общем предпочтительнее для проведения в домашних условиях.
Мокрый метод предполагает нанесение на кузов воды и применение особой водостойкой шкурки. Существенный плюс такого подхода – он не продуцирует вредную пыль, а абразивные свойства наждачной бумаги позволяют эффективнее обрабатывать шпаклевочную поверхность. Для подобных работ рекомендуется применять шкурку для шлифовки с уровнем зернистости на 100 ед. выше. После окончания работы необходимо тщательно высушить кузов, по возможности применив специальную сушку.
В качестве рабочего инструмента удобнее всего применить резиновый или войлочный брусок толщиной в 5-20 мм, обернутый в наждачную бумагу. На участках с выпуклой поверхностью брусок не используется. Детали со сложной поверхностью шлифуются бруском, форма которого повторяет изгибы детали.

Процесс шлифовки лучше проводить в три этапа. Вначале нужно поработать с крупнозернистым наждаком №80, движения выполняются в одном направлении по возвратно-поступательной траектории. Брусок удерживать ровно, шлифовка проводится всей его плоскостью без перекосов.
Далее в ход идет наждак №180, траектория движения изменяется на 90 градусов. Завершающим этапом является работа шкуркой №Р240, угол движения также изменяется.
Чтобы произвести контроль гладкости поверхности, можно применить проявочный слой. Для его создания нужно нанести на кузов проявочный порошок, наносимый специальным поролоновым аппликатором. Если пройтись шпаклевке наждаком №400, в местах, где проявочный слой сохранился, остались царапины. Если дефекты неглубокие, их можно удалить путем дополнительной шлифовки, однако серьезные царапины или сколы придется заново загрунтовывать. Чтобы не покупать специальные составы для проявки, можно заменить их сажей или нанести тончайший слой темной аэрозольной краски.

Набор рабочих инструментов и расходных материалов

После завершения подготовительного этапа поверхность кузова обезжиривают, проводя по ней салфеткой пропитанной растворителем. Высохший состав дополнительно обрабатывают материей с анти силиконом. Далее процесс покраски автомобиля подразумевает использование липкой салфетки, снимающей пыль с поверхности.

Пришла очередь нанесения базового покрасочного слоя. Если краской будет покрываться весь кузов, нужно обклеить все детали, на которые она не должна попасть, например, ручки. Для этой цели прекрасно подойдут старые газеты и скотч, шины можно обернуть в слой полиэтилена. Перед началом работы необходимо иметь под рукой:
* Емкости с грунтом.
* Мерные емкости, для измерения пропорций смешиваемых компонентов.
* Краскопульт.
* Малогабаритный компрессор.
* Фильтр, оберегающий краскопульт от загрязнения.

Требования к рабочему помещению

Также перед началом покраски, нужно позаботиться об условиях среды. В обычном гараже вряд ли удастся произвести качественную покраску всего кузова, хотя для работы с отдельными деталями он сгодится. Идеальными условиями для проведения покрасочных работ может похвастаться только специализированный бокс.

Рекомендуемый минимум по площади помещения – 6х4 метра. Вынесите из гаража все лишнее, пропылесосьте пол, углы, словом все места, в которых может скапливаться пыль. В летнюю пору не лишним будет воспользоваться средством от насекомых.
Для достижения максимально чистого уровня воздуха нужно смочить пол, потолок и стены водой. На всех плоскостях не должно сохраниться ни одного сухого участка. С течением времени стены могут высыхать, распылите воду в этих местах. Дополнительный уровень защиты достигается с помощью полиэтиленовой пленки, прикрепленной к потолку и стенам.

Базовый слой краски

Непосредственный процесс покраски авто начинается с изготовления смеси для базового слоя. Он получается в результате соединения краски с затвердителем в пропорции, определенной производителем. Помешивая смесь, начинайте добавлять в нее растворитель. Следует отметить, что после приготовления состав должен быть использована в ближайшие несколько часов, поэтому нужно просчитывать его объем таким образом, чтобы не получилось избытка, который придется попросту выбросить.
Приготовленная краска заливается в бачок краскопульта, произведя несколько пробных выпрысков, подстраиваем ширину факела. Для проверки работоспособности краскопульта можно нанести тестовый отпечаток, быстро нажав на гашетку. Если у рисунка вытянутая овальная форма – значит все в порядке. В ином случае нужно отрегулировать форму пятна.
Современная технология покраски автомобиля в домашних условиях: видео ролик с объяснением основных этапов работы:

Грунтовой слой необходимо наносить с краев кузова, постепенно перемещаясь дальше. Старайтесь выдерживать одинаковый темп и скорость движений. Инструмент держится под углом 45-60 градусов, по направлению к необработанной части кузова.
Второй слой следует наносить после истечения 15 мин. Он должен перекрыть все оставшиеся неокрашенными участки. В случае необходимости можно нанести еще одни слой, но большее их количество считается излишним, ввиду эффекта усадки.
Если визуально поверхность выглядит гладкой, можно приступать к финишному этапу. Он должен проводиться только после тщательного высушивания кузова.

Финишный слой

Начинаем с приготовления краски, добавляя в ее состав комплектный затвердитель согласно пропорции, изложенной в инструкции. Перемешав смесь, пропускаем ее через ситечко воронки и наполняем ею бачок краскопульта.
Самый первый слой нужно наносить очень тонко. Подождав 20 минут, приступаем к формированию второго шара, плотность которого должна быть выше. Необходимо выдержать баланс, полностью окрашиваю деталь, одновременно предотвращая образование подтеков, удалить которые можно только после высыхания краски.
Распылив второй слой, нужно подождать его высыхания. Длительность сушки зависит от температуры внутри помещения, при комнатных 20 градусах, это занимает 15-20 минут.
Начинаем распыление третьего слоя. Он должен обладать более жидкой консистенцией, так от этого зависит эффект глянца. Если наносимое покрытие должно обладать эффектом «металлик» потребуется распыление еще нескольких слоев лака.

Немного о свойствах лака. Данный материал не очень отличается от краски, просто в нем отсутствуют цветовые пигменты. Ввиду этого техника работы с лаком во многом аналогична с приемами нанесения краски. Первый шар лака должен наноситься очень тонким слоем, следует избегать малейших шансов образования неровностей и подтеков.
Второй и третий слои лака, обладают более жидкой консистенцией. В случае образования видимых дефектов на покрашенной поверхности они могут быть удалены на следующем этапе полировки.