Многие автовладельцы со временем задаются вопросом: как убрать ржавчину с машины, портящую ее внешний вид. Данная проблема может возникнуть не только на кузовах старых автомобилей, но и на совершенно новых. Как правило, причиной преждевременного появления очагов коррозии вызвано неправильной технологией покраски. Так, не убранные вовремя вздутия на слое краски способствуют раннему образованию в этих местах ржавчины. Проще всего решить эту проблему, воспользовавшись услугами автосервиса, однако ржавчина может быть убрана самостоятельно. Как это сделать?

Подробнее о процессе образования коррозии

Изделия из металла под воздействием внешней среды могут подвергнуться поверхностному разрушению, этот процесс и называют коррозией. Более распространенный термин ржавчина является подвидом коррозии и возникает в местах постоянного контакта металла и влаги. Разрушения могут также вызываться химическим и электрохимическим воздействием атмосферы, несущим наибольшую опасность именно для кузова.

Сухая коррозия наблюдается на стальных или железных деталях автомобиля. Она выражается в потускнении поверхности детали и может быть предотвращена путем нанесения антикоррозийного слоя. Подобная обработка позволит полностью исключить поверхностный контакт металла и испарений влаги. Сухая коррозия, как правило, не становится причиной деструктивных процессов в металле.
Другое дело влажная коррозия, для которой характерно образование очагов ржавчины. Со временем разрушение материала детали только увеличивается, поэтому крайне важно вовремя заметить первое появление ржавчины и принять необходимые меры.
Следует отметить, что применение средств профилактической защиты от коррозии не менее важно, чем знание о том, как убрать ржавчину с авто, то есть устранить последствия. Автовладельцу нужно избавиться от некоторых привычек, способных нанести вред кузову: Так, машина с охлажденным на морозе кузовом, находясь в отопляемом гараже, собирает на себе много конденсата. Также автомобили часто хранятся в помещениях с плохой вентиляцией, что в совокупности с высокой влажностью воздуха существенно увеличивает шансы появления коррозии.
В зимний период нужно уделять особенное внимание чистке автомобиля, в частности днища. Используемые коммунальными службами реагенты для борьбы с гололедом при контакте с незащищенной металлической поверхностью могут привести к самым пагубным последствиям. Вредными химическими веществами в большом городе пропитан даже воздух. Проведя несколько часов на загруженных дорогах, кузов автомобиля собирает на себе целый букет вредных частиц и химических соединений: оксид азота, диоксид серы, соединения хлора, примеси аммиака. Поэтому, ежедневное мытье машины обретает важность не столько в эстетическом плане, сколько в целях защиты.

Характеристики повреждений

Попробуем разделить различные типы повреждений на категории, чтобы выбрать впоследствии наиболее эффективный способ борьбы с ними,
* Косметические повреждения
Наиболее часто их можно увидеть в местах контакта накладных деталей кузова с его поверхностью, например, вокруг фонарей, молдингов, в районе решеток радиатора. Если вовремя разглядеть зачатки такой коррозии, ее легко зачистить, в противном случае, придется бороться опасной подпленочной коррозией, о которой мы упомянем ниже.
* Подпленочная коррозия
Образуется под внешним покрытием кузова. Визуально ее можно наблюдать в виде вздутий краски, которую подпирает снизу очаг ржавчины. Чаще всего, задавая вопрос, чем убрать ржавчину с автомобиля, автовладелец имеет в виду именно подпленочный тип повреждений.
* Сквозная коррозия
Финальная стадия развития очага ржавчины с образованием сквозных отверстий. С такими повреждениями деталь не всегда пригодна для ремонта.
* Точечная коррозия
Поверхность детали покрывается незначительными по размеру точками, которые впоследствии могут распространиться как в глубину, так и в ширину.
* Пятновидная коррозия
Относится к разряду поверхностных повреждений. Распространяется на ограниченных участках, незначительно расширяясь со временем.

Эти типы повреждений могут появится на любой детали, однако чаще всего риску образования подвержены:
* Автомобильное крыло;
* Днище;
* Рама;
* Дверцы;
* Пороги;
* Арки колес;
* Внешние и внутренние плоскости багажного отделения и капота;
* Области соприкосновения накладных деталей и кузова;
* Пол в районе сидений, особенно водительского;
Рекомендуется проводить регулярный осмотр данный участков и безотлагательно предпринимать меры по устранению коррозийных образований. Помните, что даже малозначительное на первый взгляд пятно ржавчины со временем увеличивается, грозя нанести непоправимый ущерб пораженной детали.

Инструменты для борьбы с коррозией

Как уже упоминалось ранее, бороться с ржавчиной можно даже в условиях мастерской или гаража. Для этого понадобится приобрести расходные материалы и набор необходимых для проведения работ инструментов. Владея соответствующими знаниями о том, как убрать ржавчину с автомобиля, можно справится с задачей не хуже, чем это сделают в автосервисе.

Если не жалко потратить лишние средства, можно обзавестись специальной автохимией, которой пользуются специалисты. Также в работе пригодятся пескоструйный аппарат и шлифмашинка. Что касается последней, шлифовальная машинка значительно повысит производительность вашего труда, работа по первичной очистке от ржавчины будет проводиться быстрее. Данное устройство также подходит для ремонта кузова, подготовке его к покраске. Не стоит гнаться за самыми дорогостоящими моделями – даже самая простая шлифмашинка способная на многое.
Пескоструйный аппарат не так универсален, область его применения значительно меньше. Он практически всегда присутствует в инструментальном наборе автосервисов. Продвинутые модели, относящиеся к классу промышленных агрегатов, обладают дополнительными опциями, такими как рециркуляция песка. При наличии такой функции отпадает необходимость выделения специального места для пескоструйной обработки, поскольку песок больше не разлетается по всему цеху. Применения данных устройств в условиях гаража не очень актуально.
Если автовладелец не решиться на покупку специализированного оборудования, с ржавчиной придется бороться по старинке, зачищая кузов абразивными шкурками и металлической щеткой. Ручной метод по прежнему работает, однако временные затраты будут существенно большими.
В комплект химических средств, необходимых для проведения антикоррозийных работ входят:
* Преобразователь ржавчины,
* Обезжиривающая жидкость,
* Грунт с антикоррозионными свойствами,
* Шпаклевки.

Способы снятия ржавчины

Прежде чем убрать ржавчину с металла авто ее необходимо обнаружить, что не всегда так просто как кажется. Осмотр нужно проводить после тщательной помывки кузова, салона и днища, дав им после этого полностью высохнуть. Далее, внимательно исследуем машину, особенно тщательно это нужно делать в зонах риска, список которых мы уже озвучили. После нахождения очагов коррозии определяем их тип и подбираем соответствующий инструментарий для борьбы с ними.
1. Обработка пескоструйным аппаратом
Этот метод является наиболее тонким. Песок способен проникнуть в мельчайшие поры поверхности, при этом он ведет себя щадяще корпусу, позволяя сохранить его первоначальную толщину. Данный способ достаточно прост в исполнении: направляем выходное сопло на проблемный участок, включаем аппарат и песчинки мягко снимут ржавчину с поверхности.
2. Автоматизировання шлифовка
Шлифовальная машина способна быстро удалить очаг с ржавчиной, зачистив деталь до металлического блеска. Скорость работы – главное преимущество данной методики. Есть у нее и недостаток, который заключается в уменьшении толщины металла детали, что в некоторых случаях довольно критично.

3. Ручная шлифовка
Тот же подход, что и в предыдущем методе, только в качестве инструмента используется не абразивный материал, а металлическая щетка либо наждачная бумага. Пускай это достаточно длительная и трудоемкая операция, но ручная шлифовка может проводиться в труднодоступных местах, а расходные материалы дешевы.
Приведенные методики зачистки относятся к разряду механических. Существуют также химические способы удаления ржавчины. Они могут быть полезны в ситуациях, когда месторасположение очага коррозии не может быть обработано шлифмашинкой или вручную. Преобразователь ржавчины наносится с помощью распылителя, кисточками либо пропитанными им салфетками. Смываются химические средства обычной водой. После обработки на проблемные участки наносится антикоррозийный состав. Существует также особые грунт-преобразователи, которые после применения не нужно смывать, а поверх их можно сразу наносить краску.

Последовательность работы

1. После того как был подобран способ, как убрать «жуки» на автомобиле качественно, можно начинать подготовительный этап. Он наиболее трудоемкий, поскольку нужно тщательно очистить поврежденную зону от ржавчины до голого металла. Зачищенный участок должен быть немного больше по площади, чем само пятно.
2. Далее, нужно обезжирить место зачистки специальным составом. Надев перчатки, наносим преобразователь ржавчины, а потом грунтовку. Для устранения неровностей поверхности нужно немного поработать шпателем.
3. При наличии сквозных отверстий, образованных ржавчиной, их необходимо закрыть. Небольшие отверстия прячутся стекловолоконной шпаклевкой, тогда как крупные – эпоксидной смолой и специальной стеклотканью. Также необходимо зачистить окружающую отверстие зону. Дырка прикрывается вырезанным из стеклоткани фрагментом, подкрепленным с внутренней стороны подложкой. Смола, нанесенная на закрытый участок, после высыхания фиксирует ткань.
4. Завершающий этап – косметическое восстановление поверхности с нанесением слоя краски и лака.

Несколько советов

* Чтобы облегчить процесс ручной шлифовки, смачивайте наждак растворителем.
* Локализуйте обрабатываемую зону рамкой из скотча.
* Рецепт создания преобразователя ржавчины: в 2 литрах воды разводим 15 г. Соды, добавляем лимонную либо щавелевую кислоту.
* Моющее средство для посуды может быть использовано в качестве обезжиривателя.
* Мелкие зачищенные участки можно покрасить с помощью специальных карандашей.