Агрегат, играющий первичную роль в системе охлаждения автомобиля, называется термостатом. Он имеется в каждом автомобиле, где предусмотрено охлаждение системы жидкостью, а его размеры колеблются в пределах пяти сантиметров в диаметре.

Основные функции

Работа термостата подразумевает поддержание определенного температурного уровня посредством работы терморегуляторов или же с помощью фазового перехода. Нередко встречаются термоизолированные устройства, предназначенные для сокращения потерь тепла или холода. Наиболее распространенное оборудование, которое используют все — холодильник.
Термостат фактически выполняет функцию недопущения тосола к радиатору во время разогрева двигателя. Этот простой механизм лежит в основе увеличения рабочего ресурса двигателя. После того, как он разогрелся до необходимой температуры (90-95 С), открывается заслонка, и охлаждающая жидкость начинает выполнять свою функцию, нормализуя температуру.
В домашних условиях можно поставить эксперимент, где будет возможность понаблюдать за аналогичным процессом. Нужно наполнить емкость обычной водой, поместив туда термостат, и поставить разогреваться на плиту. По мере расширения и увеличения объемы воды, клапан заслонки откроется приблизительно на пару сантиметров. Для чистоты эксперимента желательно использовать новый механизм.

Принцип работы

Принцип работы термостата в автомобиле обозначен на схематическом рисунке

Основными составляющими этого устройства являются медь и латунь. Секрет работы термостата кроется в небольшом цилиндре, который виден со стороны двигателя. В нем есть небольшой шарик: материал, из которого он изготовлен, напоминает воск, а температура его плавления составляет 82 С. Вещество подобно воску при повышении температуры меняет свои физические свойства, увеличиваясь в объеме. Когда он расширяется и начинает плавиться, создается давление, под которым посредством штыря открывается клапан, а через него тосол будет направлен в радиатор. По мере остывания двигателя, воск возвращается в свою первоначальную форму, сокращаясь в размерах, и снова твердеет. Термостат ВАЗ 2107, в частности, работает по схожему принципу.
Среди немалого количества причин выхода из строя такого оборудования первое место занимает коррозия. Если нарушается его функциональность, двигателю будет неполезно работать в случае, когда клапан будет постоянно открытым, ведь тогда на разогрев понадобится значительно больше времени, а охлаждающая жидкость будет циркулировать через радиатор. В случае же, если клапан постоянно закрыт, двигатель быстро «закипит», и долго двигаться при его критической температуре станет невозможным. Придется совершать вынужденную остановку, чтоб дать двигателю остыть, и это не является нормальным. Опытные автомеханики рекомендуют производить замену термостата на новый ориентировочно раз в два года. Детальнее конструкцию устройства можно разглядеть на картинках, приведенных ниже.

Нужно отметить, что принцип работы термостата ВАЗ 2110 ничем не отличается от приведенных
на рисунках моделях.

Диагностика работы

Для того, чтоб протестировать качество работы термостата, необходимо разогреть двигатель авто до температуры, когда стрелка близка к критической отметке. После чего открываем капот и смотрим в поисках шланга черного цвета с металлической обмоткой на конце, находящегося сверху и снизу радиатора. Одной рукой нужно дотронуться до одного из них, другой — до второго. Если датчик показывает высокую температуру двигателя, и один шланг нагрелся, а второй — нет, значит, вероятнее всего, жидкость не попадает в двигатель, а циркулирует внутри радиатора. Из этого следует, что пора заменить термостат.
Еще один метод также не является сложным. Термостат, который вы хотите протестировать, нужно положить в емкость с водой, как было указано в начале статьи. Только на этот раз предметом эксперимента является не сам эксперимент, а идентификация работоспособности нашего устройства. Демонтированный с автомобиля термостат должен приоткрыть заслонку при достижении воды температуры 87-90 С. Если этого не произошло, диагноз печален: его необходимо менять.

Существует, однако, возможность отклонений от температуры открытия в зависимости от специфики устройства механизма. Поэтому при покупке станет полезным иметь в виду эту особенность. Ведь каждому водителю известно, что если заслонка будет открываться на более высокой температурной отметке, это может пагубно сказаться на двигателе авто.
Окончательно поможет понять, как работает термостат в автомобиле, видео, где показана описанная выше процедура.

Стоимость термостата

Как и стоимость любой детали, цена этого устройства зависит от марки конкретного автомобиля, но не считается дорогой автозапчастью. Цена на большинство моделей ВАЗ будет колебаться в пределах 250 рублей, термостат в корпусе обойдется не меньше, чем 400 рублей, а вот, к примеру, Лада Гранта 8V затребует растрат не менее, чем 1200 рублей.
Стоимость термостатов для иномарок лежит в диапазоне от 600 рублей до нескольких тысяч, а распространенными марками являются термостаты GATES и WAHLER, которые прослыли как качественные изделия. Также вполне лестные отзывы и о Vernet.