Проблема плавающего холостого хода – далеко не редкость. Эта неисправность может возникнуть на машинах как с карбюраторными, так и с инжекторными моторами. На самом деле, ответов на вопрос – почему плавают обороты на холостом ходу – очень много, а причины появления этой проблемы могут существенно отличаться в зависимости от особенностей и типов двигателей.

Причины неисправности

Рассмотрим, при каких же условиях может появиться проблема плавающего холостого хода. Сначала возьмем инжекторный двигатель, так как он является наиболее распространёнными на сегодняшний день автомобильным мотором. У машин, оборудованных инжектором, впрыск топлива регулируется блоком управления работой двигателя – компьютером, который в среде автолюбителей еще называют «мозги». Если какой-либо датчик, отвечающий за нормальную работу двигателя, выходит из строя, работа блока управления нарушается. При этом устройство начинает отдавать неправильные команды, которые и приводят к возникновению проблемы.
Наиболее часто плавают обороты холостого хода из-за следующих неисправностей:
1. Неисправен датчик или регулятор холостого хода.
2. Неисправен датчик EGR.
3. Неисправен ДМРВ (датчик расхода воздуха).
4. Подсос воздуха во впускную систему.
5. Нарушено состояние воздушного фильтра.
6. Неисправны свечи зажигания.
7. Неисправна электропроводка указанных датчиков.
Естественно, самым простым вариантом решения такой проблемы станет обращение к опытным специалистам, работающим в хорошем автосервисе. Однако, устранение этой неисправности вполне по силам и самому владельцу автомобиля, все дело лишь в вашем желании.

Способы устранения неисправности

Для начала нам потребуется определить, по какой именно причине плавают обороты на холостом ходу двигателя. Сначала проверяем регулятор (датчик), расположенный на корпусе дроссельного узла. Для проверки этого устройства потребуется «мультимер». Последовательность выполнения необходимых действий:
1. Выключаем зажигание.
2. Отсоединяем колодку от датчика.
3. Прибором меряем сопротивление на контактах A и В, а также С и D регулятора: оно должно находиться в пределах 40–80 Ом. Если показания прибора отличаются от нормы, это будет означать неисправность регулятора.
4. Прибором меряем сопротивление на контактах В и С, а также А и D. В показаниях прибора должен значиться обрыв цепи или «бесконечное» сопротивление. Любое нарушение этих показателей означает неисправность регулятора.
Отметим — именно отказ этой детали является самой распространенной причиной того, что на холостом ходу плавают обороты. При обнаружении неисправности устройства оно подлежит обязательной замене.
Следующим элементом, стоящим в очереди на проверку, является датчик ДМРВ.
1. Глушим двигатель и включаем зажигание.
2. Замеряем напряжение между теми контактами разъема, к которым подходят провода желтого и зеленого цвета. Показания прибора должны составлять от 0,99 до 1,2В. Если они отличаются, то датчик подлежит замене.
Добавим, что о неисправности ДМРВ также свидетельствует «бархатный» черный налет на свечах.
Еще одной причиной того, что плавают обороты на холостом ходу, может стать датчик или клапан системы рециркуляции выхлопных газов (EGR). Задачей системы является направление части отработанных газов в камеры сгорания. Благодаря ее работе топливо сгорает более эффективно, а выброс вредных веществ существенно уменьшается.
Устройство системы не отличается сложностью, но ведет себя она очень капризно. Необходимо регулярно очищать седло этой детали и место ее посадки, используя аэрозоль для чистки карбюратора. Старайтесь не допускать попадания чистящего вещества на диафрагму клапана! Если в системе установлен соленоид, требуется периодически прочищать небольшой фильтр его вакуумного канала.
Следует отметить, что это еще не все возможные причины появления проблемы. К примеру, один наш читатель написал в комментариях, что у него «неприятность» — плавают обороты на холостом ходу ВАЗ 2114 инжектор (на «горячую»). Он проверил все датчики – устройства работали нормально. В итоге оказалось, что неисправным был сам модуль зажигания. От себя добавим, что высоковольтные свечные провода также могут быть «причастны» к этой проблеме.

Карбюраторные двигатели

Причинами плавающего холостого хода карбюраторного двигателя могут являться:
1. Подсос стороннего воздуха.
2. Неправильно отрегулированный или неисправный карбюратор.
3. Неисправный электромагнитный клапан.
4. Неисправность системы зажигания.
5. Загрязнение воздушного фильтра.
Наиболее вероятной причиной того, что плавают обороты, может быть нарушение регулировки холостого хода. Для устранения этой неисправности отрегулируйте карбюратор.
Часто может быть неисправен и электромагнитный клапан. Для его проверки необходимо:
1. Снять с него провод питания.
2. Включить зажигание.
3. Поднести провод питания к контакту на клапане. Если при касании проводом контакта раздался отчетливый щелчок, то деталь исправна, в противном случае клапан придется заменить.
Причиной плавающих оборотов также может являться засорение жиклеров и каналов в карбюраторе. Прочистите его, продув сжатым воздухом. Проверьте систему зажигания: трамблер, свечи и свечные провода.
В завершение нашего обзора прилагаем видеоролик: «Плавают обороты холостого хода на BMW 520i», его просмотр будет очень полезен для владельцев авто иностранного производства.