Автомобильный генератор — это электрическая машина, которая преобразовывает механическую энергию в электрический ток.

Это устройство заряжает батареи автомобильного аккумулятора и питает электрическое оборудование при двигателе.

Чаще всего он располагается в передней части двигателя и приводится от коленного вала. Сейчас первое место в мире по выпуску этого устройства делят между собой фирмы Denso, Delphe и Bosch.

Имеются компактные и традиционные модели. Они отличаются компоновкой вентилятора, геометрическими размерами, устройством корпуса, приводным шкивом и выпрямительным узором. Есть и общие параметры, это:

  • Ротор;
  • Статор;
  • Щёточный узел;
  • Выпрямительный блок;
  • Регулятор напряжения.

Схема генератора ВАЗ 2106:

generator vaz 2106

1 – поджимная втулка14 — вывод «67»
2 – втулка15 — штекер нулевого провода
3 – буферная втулка16 — шпилька крепления генератора
4 – задняя крышка17 — крыльчатка вентилятора
5 – винт крепления выпрямительного блока18 — шкив
6 – выпрямительный блок19 — пластины
7 – вентиль (диод)20 — кольцо
8 – задний подшипник21 — передний подшипник
9 – контактные кольца22 — обмотка ротора
10 – вал ротора23 — ротор
11 – щетки24 — обмотка статора
12 – вывод «30»25 — статор
13 – щеткодержатель26 — передняя крышка

Схема генератора ВАЗ 2110:

generator vaz 2110

1 – кожух17 — шкив
2 – вывод «В+» для подключения потребителей18 — гайка
3 – помехоподавляющий конденсатор 2,2 мкФ19 — вал ротора
4 – общий вывод дополнительных диодов (присоединяется к выводу «D+» регулятора напряжения)20 — передний подшипник вал ротора
5 – держатель положительных диодов выпрямительного блока21 — клювообразные полюсные наконечники ротора
6 – держатель отрицательных диодов выпрямительного блока22 — обмотка ротора
7 – выводы обмотки статора23 — втулка
8 – регулятор напряжения24 — стяжной винт
9 – щеткодержатель25 — задний подшипник ротора
10 – задняя крышка26 — втулка подшипника
11 – передняя крышка27 — контактные кольца
12 – сердечник статора28 — отрицательный диод
13 – обмотка статора29 — положительный диод
14 – дистанционное кольцо30 — дополнительный диод
15 – шайба31 — вывод «D» (общий вывод дополнительных диодов)
16 – конусная шайба

Схема подключения системы генератора:

shema_raboti_generatora

1 — аккумуляторная батарея

2 — генератор

3 — основной блок предохранителей

4 — выключатель (замок) зажигания

5 — монтажный блок

6 — сигнальная лампа разряда аккумуляторной батареи.

Прежде чем рассказывать про принцип работы автомобильного генератора, давайте определимся с тем, что он из себя представляет и какие составные элементы имеет.

Корпус — это две крышки (передняя и задняя), которые стягиваются между собой болтами. Обычно их изготавливают из сплава алюминия, поскольку он легкий, немагнитный и способен легко рассеивать тепло. Крышки обладают вентиляционными окнами, и одной или двумя крепёжными лапами.

Одним из основополагающих элементов этого устройства является ротор. Он необходим для того, чтобы создать переменный электрический ток. Это подвижная часть механизма, на валу которого располагается обмотка возбуждения, где создается вращающееся магнитное поле.

Статор — это неподвижная часть устройства, которая активно взаимодействует с ротором. Он может быть постоянным магнитом или электромагнитом.

Щёточный узел обеспечивает передачу тока возбуждения на кольца контакта. Состоит из двух графитных щёток, которые прижимаются специальными пружинами, и щёткодержателей.

avtomobilnii_generator

Теперь объясним непосредственно принцип работы генератора.

Когда вы поворачиваете ключ в замке зажигания, то через щёточный узел и контактные кольца на обмотку возбуждения поступает ток (при этом в ней образуется магнитное поле). Одновременно с ротором начинает вращаться коленчатый вал. Магнитным полем ротора пронизываются обмотки статора, а на их выводах возникает переменное напряжение. Если достигается определенная частота вращения, то генератор переходит в режим самовозбуждения: обмотка возбуждения запитывается непосредственно от него.

При помощи выпрямительного блока переменное напряжение преобразуется в постоянное. Генератор в этом состоянии обеспечивает необходимый для зарядки питания потребителей и аккумуляторной батареи ток.

Если изменяется нагрузка или частота вращения коленчатого вала, то в работу включается регулятор напряжения генератора. Он контролирует время включения обмотки возбуждения:

  • уменьшает его, когда снижается нагрузка, а частота вращения ротора повышается;
  • увеличивает время при возрастающей нагрузке и сокращении частоты вращения.

Сейчас используются 2 основные конструкции регуляторов напряжения:

  • Гибридная. Когда в электронной схеме используются вместе радиоэлементы и электронные приборы в электронной;
  • Интегральная. Когда все компоненты регулятора (за исключением выходного каскада) выполнены с применением тонкоплёночной микроэлектронной технологии.

Если потребность в токе превышает возможности генератора, то в работу включается аккумуляторная батарея.

На панели приборов автомобиля имеется контрольная лампа, она загорается, когда возникают проблемы с генератором.

Основные параметры

Устройство имеет следующие характеристики:

  • номинально напряжение. Оно составляет 12 или 24 В. Этот показатель зависит от конструкции электрической системы.
  • номинальная частота возбуждения.
  • номинальный ток. Это его нормальная отдача при номинальной частоте вращения (6000 оборотов).
  • частота самовозбуждения.
  • КПД (коэффициент полезного действия).

Надеемся, наша статья помогла вам лучше понять, что такое автомобильный генератор, принципы работы этого устройства его основные характеристики. Вы можете посмотреть видео, посвященные подробному разъяснению всех процессов.