Датчик холостого хода — это электродвигатель, в который встроена игла, имеющая форму конуса. Его нередко называют регулятором, что полнее отражает его назначение. Он позволяет стабилизировать работу на холостых оборотах, работая в автоматическом режиме.

Местоположение регулятора холостого хода

На корпусе дросселя располагается датчик положения ее заслонки, а рядом с ним находится довольно компактный регулятор холостого хода ВАЗ 2114. Для того чтобы он надежно держался на отведенном для него месте, используют лак, различные клеящие составы, либо два небольших винта. На фото его обозначили цифрой 3.

Принципиальная схема работы датчика

Датчик холостого хода ВАЗ 2114 начинает свою работу одновременно с включением зажигания, выдвигая шток с конусной иглой, до тех пор, пока не достигнет специального калибровочного отверстия дроссельного патрубка. Далее происходит отсчет шагов и возврат клапана назад, при этом его исходное положение зависит не только от того, насколько прогрет двигатель, но и погодных условий.
Постоянное изменение объемов воздуха, которые проходят через калибровочное отверстие, обусловлено изменение числа шагов. При этом существует прямая зависимость: при вытягивании штока происходит увеличение их количества, при его возвращении — уменьшение. Датчик холостого хода ВАЗ 2112 и других модификаций Самары имеет шток, ход которого около 250 шагов.
Объем воздуха определяется датчиком его массового расхода, исходя из которого контроллер обеспечивает подачу к топливным форсункам нужного количества бензина. Еще один датчик, контролирующий положение коленвала позволяет следить за числом оборотов двигателя. В зависимости от его показаний контроллер регулирует работу датчика ХХ. Слаженная работа этих устройств обеспечивает подачу воздуха в нужном объеме.
При холодном двигателе контроллер может повышать число оборотов исключительно за счет наличия регулятора ХХ. Это дает возможность сразу же начинать движение, не тратя времени на прогревание двигателя, которое является обязательным при отсутствии или неисправности такого устройства.
Если возникла необходимость приобрести датчик холостого хода ВАЗ 2115, то нужно тщательно измерить расстояние между фланцем и головкой штока. Оно должно находиться в пределах 23мм. В полной мере это замечание относится и к другим моделям.
Также нужно учесть, что такие устройства выпускаются с несколькими конечными метками, поэтому следует обратить внимание на то, какая цифра стоит на старом изделии. В противном случае велика вероятность, что новая деталь просто не будет работать. При этом взаимозаменяемыми являются изделия с четными и нечетными метками – например, 01 и 03.

Основные свидетельства неисправности датчика и способы их устранения

Регуляторы холостого хода не имеют самодиагностирующей системы, поэтому никаких сигналов в виде сообщения бортового компьютера или загорающегося датчика при выходе их из строя не будет. Но существует целый список проблем, которые характерны для данного вида поломки, в их числе:
При запуске не прогретого двигателя повышение оборотов фактически не наблюдается;
Неоднократное самопроизвольное прекращение работы автомобильного движка при холостых оборотах, а также в момент снятия передачи;
Обороты сильно «плавают».
Аналогичное поведение авто наблюдается и поломке датчика, который контролирует положение заслонки дросселя, но в этом случае бортовые системы просигнализируют о наличии такой проблемы.
В случае если выяснится, что регулятор сломался, то ремонтировать такое устройство нецелесообразно. К тому же цена датчика холостого хода ВАЗ 2114 не очень высока — примерно 350 рублей.