printcip_raboti_termostata5

Термостат ― это устройство, которое регулирует температуру жидкости в системе охлаждения мотора. В своем стандартном варианте он составляет в диаметре 5 см и располагается между двигателем и радиатором. Работа термостата позволяет поддерживать постоянную температуру мотора за счет терморегуляторов или за счет осуществления фазового перехода.

Устройство блокирует радиатор от охлаждающей жидкости, тем самым давая двигателю разогреться. Кроме того, этот простой по своей сути механизм уменьшает износ мотора автомобиля. Прибор закрыт, если температура двигателя находится в норме, но как только она достигает критической отметки в 90-95°С, то заслонка в термостате открывается, что позволяет охлаждающей жидкости попасть в мотор.

Как работает термостат в автомобиле

printcip_raboti_termostataОсновные материалы, из которых изготавливаются эти устройства, — это латунь и медь. Принцип работы термостата в автомобиле скрывает маленький цилиндр, который вы можете увидеть со стороны двигателя. В нем располагается шарик искусственного воска, температура плавления которого составляет 82°С. Этот материал был выбран не случайно — он способен увеличиваться в объеме (переходить из твердого состояния в жидкое) под действием тепла. Штырь прибора соединен с клапаном и вдавлен в цилиндр с воском. Когда воск расплавляется, он создает давление, под действием которого штырь выпадает из цилиндра и открывает клапан. В открытом состоянии он пропускает охлаждающую жидкость в радиатор. Когда температура двигателя приходит в норму, воск принимает исходную форму — затвердевает.

Причин, которые могут вызвать неполадки этого прибора, достаточно много, но чаще всего встречается коррозия.

Если клапан устройства будет постоянно открыт, то жидкость для охлаждения, прежде чем попасть в двигатель, станет постоянно проходить через радиатор. При таких условиях мотору потребуется намного больше времени для достижения рабочей температуры.

Если клапан, наоборот, будет постоянно закрыт, то двигатель без необходимого охлаждения станет набирать температуру, и машина просто «закипит». На таком транспортном средстве невозможно продолжать дальнейшее движение.

Современные специалисты и автомеханики рекомендуют заменять термостат каждые 2 года. Это не такая дорогая деталь, чтобы рисковать своим автомобилем.

Схема работы термостатов ВАЗ 2107, 2114, 2115

Термостат ВАЗ 2107

printcip_raboti_termostata2

1 — входной патрубок (от двигателя); 2 — перепускной клапан; 3 — пружина перепускного клапана; 4 — стакан; 5 — резиновая вставка; 6 — выходной патрубок; 7 — пружина основного клапана; 8 — седло основного клапана; 9 — основной клапан; 10 — держатель; 11 — регулировочная гайка; 12 — поршень; 13 — входной патрубок от радиатора; 14 — наполнитель; 15 — обойма; Д — вход жидкости от двигателя; Р — вход жидкости от радиатора; Н — выход жидкости к насосу

Термостат ВАЗ 2114, 2115

 

printcip_raboti_termostata31 – входной патрубок (от радиатора); 2 – резиновая вставка; 3 – твердый термочувствительный наполнитель; 4 – пружина перепускного клапана; 5 – входной патрубок (от двигателя); 6 – перепускной клапан; 7 – выходной патрубок (к насосу); 8 – пружина основного клапана; 9 – основной клапан; 10 – патрубок (от расширительного бачка); 11 – поршень

Проверка на работоспособность

termostatДавайте разберемся с тем, как определить работает термостат или нет. Необходимо разогреть двигатель, но таким образом, чтобы стрелка не достигла красной линии. Затем выключаем мотор, открываем капот и находим верхний и нижний шланги радиатора. Они черного цвета, составляют в диаметре примерно 5 см и имеют на концах металлические хомуты.

Аккуратно (они могут быть горячими) дотроньтесь до шлангов. Если датчики двигателя показывают высокую температуру, но при этом один шланг — горячий, а другой все ещё холодный, то скорее всего жидкость не поступает в мотор, и термостат неисправен.

Ещё существует «народная» проверка на работоспособность. Снимите прибор со своего автомобиля, поместите его в емкость с водой и подогрейте её на плите. Когда температура достигнет 87-90 градусов, клапан термостата автомобильного должен открыться примерно на 2 см. Еси этого не произошло, то устройство непригодно для работы, можно смело его менять. При покупке нового прибора обязательно уточните у продавца, при какой температуре открывается термостат, поскольку она может быть разной. Двигатель не будет охлаждаться, если поставить прибор с высоким показателем.

Стоимость

Цена такого устройства, действительно, не велика. Стоимость прибора для автомобиля ВАЗ 2106, 2109, 2110 и 2121 составляет примерно 400-500 рублей. Для иномарок — от 500 рублей до нескольких тысяч. Хорошо зарекомендовали себя марки Gates и Wahler.

Надеемся, что наша статья помогла вам понять, как работает термостат в автомобиле (видео может наглядно показать этот процесс).