Уже три года я являюсь счастливым обладателем вазовской «десятки». Машина, как говорится, на любителя, но меня она полностью устраивает, и менять ее не собираюсь. Серьезных поломок пока не было, но один неприятный эпизод все же произошел. Как-то мне позвонил друг, поделился своей «автомобильной» проблемой – пропало сцепление на ВАЗ 2110. Я, естественно, посочувствовал приятелю и «поехал дальше», но не прошло и четырех дней, как мне пришлось вспомнить об этом звонке.
Сначала появились проблемы с включением передач, приходилось несколько раз выжимать педаль сцепления до упора. Через день и это перестало помогать – передачи стали включаться со страшным скрежетом и большим усилием. Подтянул трос, начал все проверять, как вдруг педаль просто «провалилась». Мне пришлось обратиться за помощью к соседу (слышал, что ремонт сцепления на ВАЗ 2110 — его «конек») и мы приступили к работе.
В нашем случае причину неисправности можно было определить только сняв коробку переключения передач. Чтобы описание всех действий стало еще более доступным, мы сопроводили его качественными фото, наглядно демонстрирующими каждый этап работы.

Снятие КПП

Чтобы получить доступ к сцеплению на ВАЗ 2110, требуется снять аккумулятор и воздушный фильтр (полностью, вместе с датчиком ДМРВ).

Открутите привод (так называемый тросик).

Открутите стартер.

Открутите верхние болты, крепящие КПП к двигателю.

Разъедините «фишку» датчика скорости и демонтируйте крепление жгута электропроводки.

Теперь нужно «вывесить» (поднять) передние колеса авто. Уточняю – мы снимали КПП только чтобы отремонтировать сцепление ВАЗ 2110, а тот метод, который я описываю и представляю на фото, позволяет не выдергивать из «коробки» приводы и не сливать из нее масло. Ослабьте гайку привода с правой стороны КПП практически до конца резьбы, а с левой – скрутите полностью (отсюда привод будем вытаскивать).

Открутите рычаг подвески.

Теперь шаровую опору.

А также болты рычага подвески (две шт.).

Рычаг передней подвески демонтирован.

Снимите «брызговик» (нижнюю защиту двигателя). Отключите «фишку» выключателя огней заднего хода.

Открутите от КПП реактивную тягу и снимите нижнюю крышку картера.

Ослабьте гайку на хомуте тяги кулисы (привода управления КПП) и отсоедините ее. Отметим, что после того, как ремонт сцепления ВАЗ 2110 будет закончен, а коробка будет установлена на место, кулису потребуется отрегулировать.

Открутите нижний болт и гайку на креплении коробки к двигателю. Найти и открутить болт – не проблема, а вот с поиском гайки могут возникнуть трудности. Она может быть «закрыта» приводом, стоящим в коробке.

Установите домкрат под двигатель, стараясь не повредить поддон.

Открутите КПП от «подушки».

Немного опустите двигатель на домкрате и снимите КПП.

Что касается моего случая, полная замена сцепления ВАЗ 2110 не потребовалась. Причина неисправности заключалась в поломке выжимного подшипника, а поменять пришлось только корзину, диск и, естественно, сам выжимной.

Ремонт сцепления

Откручиваем болты, крепящие корзину. На фото видно, что ее лепестки сильно изношены («выработаны» выжимным) и корзину придется заменить. Сразу скажу – эту деталь я нашел у знакомых, она не новая, но в отличном состоянии.

Помните, если при установке диска будет допущено его смещение (неважно в какую сторону) то установить коробку передач на место не получится. Перед тем как поменять диск сцепления на ВАЗ 2110, необходимо подготовить оправку или воспользоваться первичным валом КПП. Вставьте диск с оправкой в маховик.

Затем корзину или сразу все. Болты крепления корзины необходимо закручивать по кругу, постепенно, за три или четыре оборота маховика.

Смажьте вал и установите выжимной подшипник.

Установка коробки переключения передач

Установку КПП производим в обратной последовательности ее снятию. Отметим, что наша иллюстрированная инструкция поможет вам как поменять сцепление ВАЗ 2110, так и отремонтировать его, заменив лишь отдельные детали. Конечно, хорошо бы все это делать на «яме», но нам пришлось обходиться без нее. Работы мы проводили следующим образом:
1. Опустили домкрат под двигателем;
2. Вставили на место левый привод и наживили гайку;
3. Установили под КПП самодельный рычаг, сделанный из двух кирпичей и обрезка доски (60–70 см);
4. Мой помощник наступил на рычаг, приподнимая коробку, а я вставил ее на место.
Теперь нам осталось все собрать, отрегулировать кулису, а также само сцепление.