Двигатели с 16 клапанами занимают лидирующие позиции в отечественном автопроме по мощности и другим техническим характеристикам. Мотор может быть снабжен турбиной или же быть простым атмосферным — в любом случае силовой агрегат, снабженный 16 клапанами, выигрывает во многих моментах перед тем, который оборудован лишь 8-ю. В связи с увеличением поступления топливной смеси — через 4 отверстия вместо 2-х для каждого цилиндра — соответственно, и увеличивается мощность. Установка 16 клапанного двигателя на ВАЗ 2114 позволила повысить мощность с 77 лошадиных сил, которые были в устаревшем 8 клапанном моторе, до 90 лошадок. При этом рабочий объем не изменился и составляет 1500 кубических сантиметров.

Преимущества 16 клапанной головки блока цилиндров

Кроме увеличенной мощности, двигатель ВАЗ 2112 16 клапанный обладает следующими преимуществами:
1) Повышение детонационной устойчивости вследствие изменения устройства камеры сгорания. Это достоинство особо актуально для качества нашего бензина, которое оставляет желать лучшего на отечественных заправках. Кроме того, это существенно увеличивает срок эксплуатации силового агрегата без его капитального ремонта.
2) Лучше охлаждение мотора – в моторе с 16-ю клапанами система охлаждения работает намного эффективнее и надежнее, чем в таком же силовом агрегате, но лишь с 8-ю элементами. Это позволяет увеличить срок службы двигателя, а также реализовать весь его потенциал. Возрастает расстояние, которое может пройти машина без остановок.
3) Возможность тюнинга выпускных коллекторов в результате размещения с различных сторон от головки двигателя выпускных трактов

Увеличение мощности при помощи модификации блока цилиндров

Как увеличить мощность двигателя ВАЗ 2112 16 клапанов без замены всего мотора? Можно сделать модернизацию существующего 8 клапанного инжекторного силового агрегата. Этот процесс требует определенных умений и знаний, поэтому самостоятельно лучше не пытаться его выполнить, а прибегнуть к помощи квалифицированных специалистов. Особая точность, требующаяся в этом процессе, достижима только с использованием специального оборудования.
Головка 16 клапанного двигателя ВАЗ имеет определенные конструкционные отличия от аналога с 8-ю клапанами. Здесь, например, используются более длинные и толстые болты, поэтому эти элементы придется дополнительно закупить. Соответственно, под большие болты нужны и более глубокие и широкие отверстия. Для этого надо рассверлить существующую резьбу и нарезать ее в новом отверстии. Следует не забывать и о прокладке под поршневую голову, где прорези под болты также надо увеличить. Установка больших болтов несомненно приведет к увеличению срока службы силового агрегата и надежности соединения. Старые же крепежные элементы не способны выдержать значительно увеличенную мощность, и поэтому использоваться не могут.
Перед тем как установить головку 16 клапанного двигателя на ВАЗ 2112, необходимо привнести конструкционные изменения, ведь голова на 8 клапанный мотор имеет ряд отличий. Поршни подлежат полной замене, т.к. перетачивать и изменять их форму — очень дорогое и кропотливое занятие. Заменить придется и шатуны, но только в том случае, если старый образец выполнен с запрессованными поршневыми пальцами. 16 клапанные поршни подойдут только под специально адаптированные шатуны.
Для того чтобы модернизировать свой старый с 8-ю клапанами мотор под 16 клапанный двигатель на ВАЗ 2108, также придется внести изменения и в проводку. Эти изменения касаются наращивания проводки в некоторых местах, т.к. датчики на улучшенном силовом агрегате находятся в других местах. Блок управления двигателя можно оставить прежним, это позволит сэкономить существенную сумму денег. Придется лишь его подключить к высоковольтным проводам и свечам.
Дополнительную экономию денег вам принесет установка туюнингованного выпускного коллектора, который стоит гораздо меньше заводского коллектора от 16 клапанного двигателя. Это также позволит увеличить мощность мотора. Заключительным этапом работы по замене головок будет настройка блока управления, которая производится на специализированных станциях.
После завершения всех этапов модернизации, следует проверить работоспособность нового мотора. Для этого не следует сразу подвергать автомобиль высоким перегрузкам и скоростным испытаниям. Все детали должны притереться, масло равномерно распределиться по всем участкам. Первые несколько сотен километров рекомендуется не превышать 2-3 тысячи оборотов.