Чтобы покраска автомобилей гарантированно проходила без досадных огрехов, дефектов покраски, которые потом приходиться долго и нудно переделывать, её лучше всего производить в предназначенных именно для этих целей спецбоксах. Техническое оснащение таких боксов (также их называют покрасочные камеры) предполагает обязательную установку вентиляционной, фильтрационной и теплообменной систем. Это оборудование обеспечит нужную циркуляцию воздуха в пределах рабочего пространства бокса, а также поддержит требуемую для правильного хода процесса покраски и окончательной сушки температуру.

Данные системы призваны организовать с одной стороны, постоянный приток свежего уличного воздуха, непременно очищенного в фильтрах от частичек пыли. С другой стороны – такую же постоянную вытяжку нагретого и насыщенного парами и мелкими частицами лакокрасочных материалов воздуха из помещения камеры, его фильтрация и выброс на улицу. И наконец, на завершающем этапе, когда окрашенный автомобиль или отдельные детали кузова проходят сушку: нагрев фильтрованного очищенного воздуха в покрасочной камере до шестидесяти-восьмидесяти градусов.
Умеючи, сравнительно легко покрасить автомобиль и в обычном гараже, но покрасочная камера, разумеется, имеет ряд преимуществ перед простым боксом, которые в значительной степени упрощают и ускоряют работу. Главное из этих достоинств – герметичность такого помещения, исключающая попадание на рабочие поверхности уличной пыли, а также полное отсутствие в камере собирающих пыль предметов. Сквозняки и прочие потоки воздуха, переносящие с собой пыль, становятся неопасны для получения безупречного качества окраски деталей кузова.

Однако стоимость заводских спецбоксов для покраски чрезвычайно высока. Такие серьёзные капиталовложения трудноосуществимы для малого бизнеса, да и окупаться они будут очень долго. Поэтому для многих автомаляров правильным, а иногда и единственно возможным, решением является самодельная камера для покраски автомобилей.
Для очищения внутренних поверхностей не требуется наличия спецоборудования и наработанных опытом навыков. Необходимая для покраски деталей кузова современная аппаратура легко разместится в любом боксе или гараже. Если нет денег на покупку заводского спецбокса, или же просто руки растут из нужного места и есть желание проявить себя, то камера для покраски автомобилей своими руками – это вполне выполнимый в обычных, не промышленных условиях, проект. Его можно осуществить в любом гараже или прочем помещении размером примерно шесть на четыре метра.

Можно многократно избороздить просторы Рунета в поисках информации по данному вопросу, найти немало любопытных советов и мастер-классов по сооружению спецбокса для покраски, снабжённых фото, но все они, в конечном итоге, сводятся к одному. А именно: покрасочная камера делается на деревянном или алюминиевом (из профиля) каркасе, который обшивается пластиковыми (ПВХ) и полиэтиленовыми материалами, плюс теплоизоляционным слоем из минеральной ваты или пенопласта. Все эти составляющие отличаются доступной ценой и широкой распространённостью. Необходимо лишь взвесить свои возможности и точно рассчитать параметры будущей «малярки», в соответствии с которыми потом можно будет подобрать нужное оборудование и оснащение.
Под оборудованием подразумеваются вентиляторы, воздушные фильтры, тепловые электронагреватели, лампы-светильники. Всё это понадобится, чтобы оснастить рабочее пространство помещения воздухозаборником и воздухоотводом, снабжёнными фильтрами, а также оптимально расположенными освещением и электрическими обогревателями воздуха. Часть этого оборудования необходимо будет приобрести в специализированных автомагазинах. Создаются покрасочные камеры для автомобилей своими руками примерно по одному и тому же плану действий:

Выбор места и подготовка основания будущей покрасочного бокса

Грамотно выбрать место для установки покрасочной камеры достаточно просто. Это может быть любой гараж или подобное ему помещение с ровным бетонным или металлическим основанием. Хорошо, если уровень бетонного пола в помещении будет одинаковым с другим помещением: машина будет свободно въезжать внутрь. Металлическое же основание будет выше общего уровня пола сантиметров на тридцать, однако обеспечит лучший уровень воздухообмена в помещении. Некоторые выкладывают плиткой пол в своём спецбоксе, но это уже будет не эконом-класс, а покрасочная камера премиум-класса:) В полу необходимо расположить отверстия, выводящие отработанный, насыщенный парами лакокрасочных материалов воздух.

Сборка каркаса самодельного спецбокса для покраски автомобилей.

Нарисовать чертёж каркаса и разметить доски или профиль с помощью рулетки и маркера. Собрать каркас будущей камеры из досок, деревянного бруса или алюминиевого профиля, в строгом соответствии с выбранными размерами, чтобы не переделывать впоследствии.

Обшивка каркаса покрасочного бокса и её теплоизоляция.

Отделать (обшить вагонкой) стены своего спецбокса, не забывая о необходимости их герметичности. Для этих целей сгодится пластиковая (имеется в виду поливинилхлорид) вагонка. Она дешёвая, достаточно термостойкая и пожаробезопасная, а также лёгкая в монтаже. Можно использовать и металлический профнастила.
Для лучшей герметичности в качестве прослойки не помешает пустить толстый полиэтилен (тоже материал весьма недорогой). Желательно сделать также слой теплоизолирующего материала (к примеру, обшить каркас плитами минеральной ваты или пенопласта).
Важный момент: и стены, и потолок покрасочной камеры нужно сделать белого цвета. Это пригодится для правильного восприятия цветовой гаммы лакокрасочного покрытия автомобиля.

Обеспечение обильного освещения для качественной работы

Организовать яркое освещение. Переборщить в этом вопросе невозможно. Чем больше света будет в камере, тем лучше для дела. При этом света с потолка, каким бы прекрасным он ни был, будет недостаточно: боковые части автомобиля будут местами искажаться. Непременно нужны и лампы на стенах, со всех сторон.
Минимальное значение степени освещённости рабочей зоны покрасочной камеры составляет 600 люкс, но фактически делают систему освещения с мощностью 1-1,5 тысяч, а то и 2 тысячи люкс.

В качестве светильников идеально подойдут лампы дневного света (люминесцентные) или (надо идти в ногу со временем) светодиодные лампы. Старые добрые длинные лампы дневного света экономичны, работают очень долго, дают мощный уровень освещённости всех изгибов кузова без бликов. Светодиодные стоят дороже, но они и электроэнергии потребляют меньше раза в два-три; и освещение дают ещё более ровное и не мигающее, чем люминесцентные лампы.
Для обеспечения освещённости труднодоступных мест надо будет присмотреть и мобильный светильник на двигающейся ножке. А лучше — два.

Монтаж правильной системы воздухообмена и фильтрации

Устройство системы вытяжки и фильтрации воздуха – важнейший момент в таком деле, как покрасочные камеры своими руками, ведь специфика работы с лакокрасочными материалами такова, что вентиляция должна быть и приточной, и вытяжной.
Элементы вентиляции, снабжённые воздушными фильтрами, устанавливаются там, где будут располагаться окрасочные ванны, столы и стенды. Это зоны повышенного скапливания паров и мельчайших частиц растворителей и лакокрасочых материалов в воздухе. В потолке и в полу (под решёткой) рабочей камеры вентиляторы с воздушными фильтрами устанавливаются дополнительно.
При одновременной работе нагнетающего и вытяжного вентиляторов внутри покрасочного помещения образуется нормальный воздухообмен. Воздух с улицы всасывается и, проходя через фильтры, освобождается от губительной в деле покраски пыли. Загрязнённый парами растворителей и лакокрасочных материалов отработанный воздух из рабочего пространства бокса вытягивается и, оставляя пары с мельчайшими частицами краски на фильтрах, выбрасывается на улицу. Возможен и вариант, при котором отработанный воздух после прохождения через фильтры и очистки вновь возвращается в покрасочную камеру.

Вентиляторы при устройстве системы вытяжки и подачи воздуха допустимо использовать обычные винтовые. Они очень неприхотливы, экономичны и обладают при этом хорошей производительностью. Главное, чтобы вентиляционные каналы были небольшой длины. Важно также учесть, что приточный вентилятор должен быть мощнее вытяжного в полтора-два раза.

Установка электрических обогревателей воздуха и тепловой пушки

Для обеспечения качественной сушки автомобиля покрасочная камера своими руками должна быть оборудована достаточно мощными тепловыми электронагревателями, равномерно расположенными по периметру и, желательно, тепловой пушкой для увеличения эффекта равномерности нагрева помещения. В целях безопасности все эти электроприборы должны быть оснащены защитным термостатом.
Использовать ТЭНы удобно, но, если Вы платите за электричество в полном объеме, весьма неэкономично. Альтернативой электрическим обогревателям могут стать теплогенераторы, работающие на пропане, солярке или отработанном масле. Либо сушку можно производить при помощи инфракрасных ламп. Они тоже значительно ускоряют процесс сушки.
Система вентиляции в покрасочной камере может быть одномоторной или двухмоторной. При одномоторной системе воздух подаётся и нагнетается в верхней части камеры, создавая давление. Это давление осаживает мельчайшие частицы и туман лакокрасочных материалов вниз, откуда они вытягиваются через отверстия в полу. При двухмоторной системе кроме верхнего, нагнетающего, электродвигателя, работает и нижний, вытягивающий мотор. Разумеется, двухмоторная система даёт гораздо более ощутимый эффект.
Лакокрасочные материалы регулярно засоряют воздушные фильтры. Чтобы это засорение не сказывалось на качестве работ, необходимо располагать фильтры таким образом, чтобы их было можно быстро поменять. А также предпочтительным будет использование двухступенчатых фильтров: первый – фильтр грубой очистки, останавливающий более крупные частицы; второй – фильтр тонкой очистки, для улавливания лакокрасочного «тумана» и мелких частичек пыли.
Важный момент: даже если камера для покраски располагается в обычном гараже, нужно предусмотреть отдельное место для подсобки автомаляров, где можно переодеться, отдохнуть между разными стадиями краски, хранить свои вещи и оборудование. В саму камеру ничего лишнего заносить не надо – там совсем не нужны пылесборники и источники частичек пыли.
Покраска автомобиля или отдельной части его кузова – это очень ответственный, требующий неукоснительного соблюдения технологии процесса. Ведь даже самые незначительные частички пыли, осевшие на поверхности свежеокрашенного кузова или его детали, способны безнадежно испортить внешний облик машины, или намного ухудшить защитные свойства вновь создаваемого лакокрасочного покрытия.
Поэтому идеальным вариантом является постройка «малярки» внутри другого, более крупного, помещения. Например, внутри гаража или автомастерской. Стены каркаса в этом случае можно даже обшить гипсокартоном. Ворота бокса должны не только обеспечивать качественную герметичность и изоляцию, но и давать возможность предельно быстро, в случае необходимости, покинуть помещение. Хорошим вариантом являются ворота роллерного типа.
Ещё один немаловажный момент: в холодный сезон покрасночную камеру, работающую внутри гаража, очень просто вычислить по «шапке» из инея и льда, которая образуется и нарастает от перепадов температур. Для пожарных инспекторов это прекрасная подсказка, по которой можно нагрянуть с проверкой и последующими штрафными санкциями. Стоит обратить на это внимание.