Во времена СССР молотковой краской покрывали производственные станки, некоторые фототехнические приборы и молотки (отсюда и название). Эмаль наносилась настолько прочно, что повредить покрытие было практически невозможно. Молотковая краска создает на окрашиваемой поверхности эффект мороза, при этом она абсолютно устойчива к ударам и атмосферным влияниям. Эти качества сделали ее очень популярной среди владельцев авто, ею стали красить кузова машин — получается красиво и долговечно. Особенно приятно то, что такую краску можно смело наносить прямо на ржавые участки, без какой-либо специальной обработки дефектного места. Краска очень плотная, а потому легко скрывает неровности кузова и дефекты шпатлевки.
Чтобы понять, что это — молотковая краска — достаточно представить рабочую поверхность молотка, она имеет такой же фактурный блеск и некоторую шероховатость. Другое название этой эмали — «кузнечная». Связано такое название с тем, что ее очень часто применяют при производстве кованых изделий. В качестве основы для нее служит алкидная, стирольная или эпоксидная краска, а также нержавеющая пудра из алюминия и мелкодисперсное стекло. Эти наполнители необходимы для повышения адгезии с металлом, а также чтобы придать краске особенную прочность. Цветовая палитра чрезвычайно обширна, автовладельцы могут выбрать даже золотистые и медные оттенки.

Достоинства молотковой краски

Высокая устойчивость к вибрациям, влаге и колебаниям температуры сделали эту краску очень популярной при окраске электрических приборов, поверхностей из металла у промышленного оборудования, деталей бытовых или же строительных металлических конструкций. Кроме того, ее чаще всего используют при создании устойчивых антикоррозийных покрытий у оцинкованных, стальных и даже цветных металлов.

В прежние времена ею красили только лишь чугунные изделия и кованые, однако со временем на нее обратили внимание и производители лаков и красок для автотранспорта. Они доработали состав, добавив в него специальные ингредиенты, благодаря чему краска с молотковым эффектом стала выполнять функции защиты деталей автомобиля от коррозии. Помимо того, что ее можно наносить на дефектные участки без предварительной подготовки, она еще и создает дефектному месту особую защитную пленку, препятствующую дальнейшему корродированию металла.

Любопытно то, что в прежние времена производителям не удавалось придать краске нужный цвет, а потому она выпускалась только серой. Сегодня же имеется возможность выбрать оттенок из широкой цветовой линейки. Для покраски транспорта обычно выбирают синие оттенки и зеленые, в различных тоновых сочетаниях.

Распространенные виды, особенности использования

Молотковая эмаль намного эффектнее смотрится под лаком, поэтому зачастую она продается с ним в одном комплекте. Приобрести такой набор можно в любом строительном супермаркете. Необходимо помнить, что при нанесении такой эмали на кузов автомобиля получится эффект шагреновой кожи.
Для автомобилей сегодня очень часто выбирают английскую краску «Хаммерайт». Она стоит дороже всех остальных и заслуженно считается самой качественной. Есть у нее и один недостаток — ею сложно красить, когда деталь расположена вертикально.

Помимо английской, существуют предложения и от ответственных производителей лакокрасочных изделий. Наши образцы также отличаются хорошей укрываемостью, быстрым высыханием, полуматовым оттенком и несколько «плакучей» структурой, напоминающей рисунок мороза на стекле. Важный нюанс: чтобы получить желаемый эффект, нанесение осуществляется с помощью валика из велюра, так как распылением не удастся достичь нужного эффекта. Некоторые накладывают по три-четыре слоя из краскопульта, однако это увеличивает расход материала.
Если вашим выбором для авто стала молотковая краска — способ покраски очень прост, следует придерживаться нескольких рекомендаций:
1. Предусмотреть средства защиты (маска, костюм, очки).
2. Следовать рекомендациям производителя при нанесении.
3. Не разрешается проводить окраску во время дождя в условиях высокой влажности, так как в этом случае краска будет пузыриться, которые через какое-то время просто лопнут.
4. Разбавлять возможно только в том случае, если это предусмотрено инструкцией.
Допустимо использовать валик с короткой шерстью, аэрозолем же потребуется наносить не менее 3-х слоев, кистью — около двух. Перед применением баллончик следует потрясти на протяжении трех минут, а затем нанести тонкий слой краски, держа баллончик на расстояния 20 см.
Если рассматривать краску «Хаммерлайт», то следует сказать о том, что она способна одновременно служить грунтовкой при нанесении ее сверху других лакокрасочных материалов. Это возможно благодаря тому, что в составе ее содержатся смолы из алкида, а также силиконовые наполнители. Следует заметить, что эмаль может создать эффект глянца, полуматовости или же рельефа.
Что касается отечественных красок, то среди них наиболее популярна МЛ165. Она также используется для окрашивания автомобилей и других изделий из металла, подвергающиеся влиянию атмосферных осадков. Готовится она на основе эмали из алкидо-стиролов. Имеет высокую способность противостоять перепадам температуры, сохраняет свои качества при температуре в 130 С. Правда есть один нюанс: перед тем как начать ее нанесение, поверхность потребуется загрунтовать с использованием ксилола.
Другая известная краска молотковая — ЭП-1323. Представляет собой эпоксидную эмаль с ярко-выраженным молотковым эффектом. Может быть использована в качестве эмали по ржавчине, так как содержит в своем составе грунт. С ее помощью производят окраску машин, а также чугунных изделий. Наносить следует непосредственно на металл, ржавые места или окалину. Можно разбавлять с помощью растворителей.
Другая известная отечественная продукция — НЦ221 из группы нитроэмалей. Используется для помещений, автомобилей и оборудования. Нанесение осуществляется на предварительно загрунтованную поверхность методом распыления. К сожалению, эта эмаль почти что не имеет выраженных антикоррозийных качеств, правда и стоит она намного дешевле. Основой для нее служит коллоксилин и нитроцеллюлоза, дополненные пудрой из алюминия. Разрешается использовать в сочетании с растворителем определенной марки.

Технология нанесения краски

Первые краски этого типа в СССР запекались при высокой температуре (+180 С). Однако современные краски этого типа прекрасно высыхают в обычных условиях.
Последовательность действий при осуществлении покрасочных работ следующая:
1. Окрашиваемую поверхность следует внимательно очистить, провести обработку от жира, зачистить абразивом для создания шероховатости. Это относится к любым деталям машины — всему кузову или же одним крыльям. Такие мероприятия позволяют краске хорошо сцепиться с окрашиваемой поверхностью. Шпатлевать поверхность нет необходимости. «Хаммерлайт», согласно техническим характеристикам, содержит в составе специальные реагенты, связывающие ржавчину, не позволяя ей распространяться. Правда, опытные мастера уверены, что молотковой краской можно закрашивать лишь небольшие ржавые участки, но и те желательно обрабатывать специальным преобразователем — черным грунтом, а рыхлую ржавчину и вовсе лучше удалить.
2. После очистки можно приступать к процессу нанесения. В качестве инструмента используют валик, кисточку или же краскопульт. Работать кистью нужно осторожно, так как она может оставлять после себя следы. При использовании распылителя настройки производятся в соответствии с рекомендациями производителя краски. Рекомендуется выполнять накладывание краски двумя слоями, это позволит достичь замечательного результата. НЕ следует забывать о том, что перед началом работ по покраске нужно тщательно перемешать состав. Если требуется получить очень выраженный молотковый эффект, можно поэкспериментировать с объемом растворителей.
3. Осуществляются работы при температуре свыше +20 С. Сушка поверхности после нанесения длится около 5 часов. Толщина слоя с эмалью — около 90 микрометров, расход продукта — около 100 грамм на каждый квадратный метр. Между слоями следует выдерживать паузу в 20-30 минут, перед началом эксплуатации нужно выдержать поверхность двое суток без использования. При желании краску можно покрыть сверху лаком — для того, чтобы достичь красивого декоративного эффекта.
4. Следует помнить, что молотковая краска не ложится на грунт из акрила. Не разрешается красить этой эмалью тормозную систему машины.