Практически каждый автолюбитель в определенное время сталкивается с проблемой появления вмятин на своей машине. В этом случае самым неприятным становится тот факт, что машину даже с незначительными повреждениями необходимо отвозить на несколько суток на СТО. Решением такой проблемы становится удаление вмятин без покраски своими руками.

Эффективный метод удаления вмятин своими руками

Какой способ восстановления кузова считается самым надежным, недорогим, оперативным и эффективным? Раньше проводились рихтовочные работы с перекрашиванием поврежденного элемента. Даже в настоящее время большинство СТО и владельцев используют такую методику. Но существует альтернативный способ, более экономичный и щадящий, который удаляет вмятины и оставляет целым лакокрасочное покрытие.
Чтобы сделать выправление вмятин без покраски, необходимо запастись специальными инструментами. Их форма схожа с клюшками, крючками и рычагами, различаются по длине, размерам и форме. Исходная форма металла в кузове восстанавливается посредством введения инструментария в технологические отверстия, после чего прилагаются определенные усилия с внутренней части машины.
Рассматриваемая технология наиболее эффективна в восстановлении деталей, к которым нельзя добраться простыми инструментами (дверные стойки). Кроме рычагов, можно пользоваться вакуумными вытяжками (при небольших вмятинах). Их накладывают на повреждение, и в результате резких скачков давления металл возвращается на исходное место.
Также эффективны аппликаторы, коорые крепятся специальным клеем и создают нужный рычаг для прикладываемой силы. После этого на аппликатор накладывается мини-лифтер, восстанавливающий форму детали. В завершении работ следы клея можно удалить.
Такое удаление вмятин без покраски называется PDR – Paintless Dent Repair. Технология стала использоваться благодаря тому, что в автомобильной промышленности началось применение лакокрасочных покрытий на полимерной основе. В результате этого слой краски стал гибким и прочным, не портится даже от сильных повреждений кузова.

Условия, когда нельзя использовать технологию PDR

Исходя из глубины, параметров, расположения повреждений на кузове, толщины металла и состояния красочного слоя, методы подтяжки делятся на внутренние и внешние. То есть вначале нужно осмотреть автомобиль на наличие повреждений и оценить степень сложности, после чего выбирается технология восстановления без окрашивания.
Технологией выправки повреждений PDR невозможно или затруднительно пользоваться при нарушенном лакокрасочном покрытии, сильных деформациях кузова, низком качестве красочного слоя, долгом сроке пользования машиной (свыше 15 лет). Также это невозможно, если прошлый ремонт был выполнен непрофессионалами или с нарушением технологии. Глубина и месторасположение вмятин имеет важное значение, так как можно исправлять деформации диаметром 15-20 см при отсутствии сложных переломов и высокой глубины. Но если вмятина очень глубокая, независимо от небольших размеров, то восстановить поверхность машины без окрашивания не получится.
Практически не поддаются исправлению без окрашивания следующие детали:
— кромки элементов багажника, дверей и капота, так как в основном они проклеены и проварены и попасть внутрь нельзя. В основном такое повреждение можно лишь уменьшить;
— дверные пороги машины, но в редких случаях (до 5%) при отсутствии острых заломов на повреждениях, их можно исправить;
— повреждения панели, появившиеся из-за непрямых ударов или нажатий при перекрашивании кузова.

Последовательность выполнения работ

Перед тем, как будет выполнена рихтовка без покраски своими руками по технике PDR, лучше потренироваться на непригодных деталях. Это поможет чувствовать металл, надавливать на правильные точки.
Перед работой нужно тщательно осмотреть транспорт на повреждения, которые могут быть различными. При этом нужно определить степень деформации кузова. В выбранном месте для ремонта машины должно быть эффективное и оптимальное освещение, поэтому кроме стандартного освещения лучше воспользоваться переносной лампочкой дневного света с вакуумной присоской и гибкой ножкой. При необходимости лучше провести арматурные работы (снять обшивку, убрать мешающие детали и др.) и начинать правку вмятин без покраски.
В каждом отдельном случае выбирается подходящий рычаг, клеевая или вакуумная технология. При использовании клеевого метода на вмятину приклеиваются пистоны (аппликаторы) различной формы, после чего металл вытягивается мини-лифтером. Форма аппликаторов выбирается в соответствии с конфигурацией дефекта.
Если имеются повреждения кузова, где была сделана перекраска или рихтовка, то актуальность применения метода PDR для их устранения определяется в ходе осмотра. При отсутствии в области повреждения следов шпатлевки таким методом можно пользоваться. Но если в такой области есть вмятина со следами прошлого ремонта и грунтовки, то PDR нельзя использовать, иначе шпатлевка растрескается и отвалится. В такой ситуации можно попытаться уменьшить глубину вмятины и сделать ее почти незаметной.
Когда повреждение небольшое, то лучше не пользоваться крюками, а постучать резиновым молотком на ремонтируемый участок. Другой рукой нужно одновременно контролировать выравнивание металла. Если таких манипуляций недостаточно, то исправление вмятин без покраски проводится с добавлением специальных оправок или деревянного бруска, обернутых ветошью. Оправку или брусок нужно приложить на поврежденное место, параллельно обстукивая его молотком.
По мнению специалистов лучше приобрести набор резиновых молотков с резиновой насадкой разной формы и размеров (для выправки вмятин разной конфигурации). Если ремонтируемый участок труднодоступен для использования молотка, то можно применить крюки. После исправления всех повреждений они должны быть отполированы.
Мелкие и неглубокие царапины легко устраняются абразивной технологией с помощью специального полирования.